Краеведческая страничка

История создания и развития техникума началась в 50-х годах 20 в., в то  время, когда Алексинский химический комбинат испытывал острую потребность в специалистах среднего звена. Для удовлетворения потребности в хорошо обученных и подготовленных кадрах требовалось создание специального учебного заведения. Им и стал Алексинский филиал Тульского механического техникума им. Мосина, который в 1954-1955 годах принял 60 учащихся со сроком обучения 2 года 8 мес. 

Как самостоятельное учреждение Алексинский химико-технологический техникум создан Приказом Министерства общего машиностроения СССР № 174 от 17 июня 1955 года в целях подготовки специалистов для химической и оборонной отрасли региона и функционировал вначале как вечерний. Открытие техникума  стало для комбината, да и для всего города  важным событием, ведь у алексинцев появилась возможность получить среднее специальное образование без отрыва от производства.

Первым директором техникума была назначена И.П. Прохорова. Первые два года в техникуме работали только 3 штатных преподавателя: З.А. Уфимцева, Л.И. Струенкова, Л.П. Шумилина. Заместителем директора долгое время работал М.С. Умнов. Преподавание велось совместителями инженерами химкомбината В.И. Кудрявцевым, Е.В. Ландиной, В.В. Шелепиным И.П. Московко и др.

Уфимцева З.А
Струенкова Л.П.

Умнов М.С.

В 1957 г. место директора занял А.К. Сакин и проработал в должности до ухода на пенсию в  1974 г.

Сакин А.К.–директор техникума в 1957-1974 гг.

Первые пять лет существования техникума были периодом его становления. Благодаря умело подобранному коллективу преподавателей, были созданы учебные кабинеты и лаборатории.

Многие сотрудники и преподаватели техникума были участниками ВОВ: Каплуновский Леонид Кириллович, Таубин Мотель Исакиевич, Данилова Анастасия Андреевна, Баранов Николай Петрович, Черякин Александр Федотович, Никишин Василий Сергеевич, Рыбин Сергей Дмитриевич, Терешин Виктор Кириллович, Приказчиков Николай Григорьевич и др.

Сотрудники и преподаватели – участники ВОВ

Первый выпуск специалистов состоялся в 1957 году.

Первый  выпуск 1957 г.
Выпускники 1961 года
Первые выпускники АХТТ Терехин Николай и Аверина Дина
Диплом первого выпускника 1957 г.  Терехина Николая
Выписка к диплому выпускника 1957 г. Терехина Николая

Второе пятилетие 1961-1965 гг. характеризуется дальнейшим ростом количества  обучающихся и увеличением педагогического коллектива. В 1960 г. по просьбе Алексинского опытно-механического завода, в микрорайоне Петровское  был открыт филиал техникума, который готовил специалистов по специальностям «Обработка металлов резанием», «Оборудование нефтегазоперерабатывающих заводов»

Учебный кабинет

В 1962 г. по ходатайству Мышегского арматурного завода (в настоящее время АО НПО «Тяжпромарматура») открыли второй филиал – Мышегский, где обучались студенты по специальности «Обработка металлов резанием», «Литейное производство».

Выпуск 1957-1961 г.
Выпуск 1963 года

В 1966 г. по инициативе директора Алексинского химкомбината В.С. Бондаря, вложившего много сил в становление и развитие техникума, был пристроен новый корпус, примыкающий к существовавшему зданию, тем самым увеличилась площадь с 900 м2 до 3000 м2, что позволило обеспечить ведение учебного процесса на современном уровне.

Строительство учебного корпуса, 60-е годы XX в.

Корпус строился бригадой  С.С. Манучаряна, заслуженного строителя РСФСР, которая возводила в г. Алексине промышленные, бытовые, социально-культурные объекты.

В 1966 г. техникум перешёл в подчинение Министерства оборонной промышленности СССР и приказом № 267 от 08.08.1966 г. Алексинский вечерний химико-технологический техникум был переименован в Алексинский химико-технологический техникум. Появилось 2 отделения: дневное и вечернее. Мышегский филиал был передан Минхимнефтемашу СССР, и на его базе создали Алексинский вечерний машиностроительный техникум.

Урок с применением машин.
Выпуск 1969 года
Выпуск 1971 года

Техникум проводил подготовку на дневном отделении по специальностям: «Химическая технология»; «Электрохимические покрытия»; «Планирование на предприятиях химической промышленности». На начало 1965-1966 учебного года количество учащихся составило 700 человек, из них  60 – на дневном отделении.

Учебный процесс.

1966 год знаменателен для техникума еще и тем, что в нем создались самостоятельные партийная и профсоюзная организации.  В 1967 г. закрыли петровский филиал в связи с его слабой материальной базой.

В 1974 г. по 1984 г. директором техникума был Ю.С. Шумилин, бывший секретарь парткома, который многое сделал для укрепления материально-технической базы.

Ю.С. Шумилин – директор техникума в 1974-1984 гг.

В 1978 году общими усилиями студентов и преподавателей в техникуме создан военно-исторический музей боевой славы, экспозиция которого насчитывает более 300 экспонатов и посвящена боевым действиям 238-ой стрелковой дивизии, освобождавшей Алексин в 1941г. Часть экспозиции  посвящена истории техникума. Музей награждался почетными грамотами в смотрах-конкурсах военно-исторических музеев.

Музей боевой славы, 2021 г.

В 1984 г. должность директора занял Б.Ф. Ремезов.

В 1984 году хозспособом был построен двухэтажный корпус.

  В 1986 году открыта новая специальность «Эксплуатация промышленных роботов», а в 1987 – «Бухгалтерский учёт».

 К этому времени в техникуме обучалось – 848 человек из них 608 на дневном и 240 на вечерних отделениях.

Лаборатория
Занятия по физической культуре
Заседание комитета ВЛКСМ «АХТТ».
Секретарь комитета  – Грязнова Н.Н.

На хорошем уровне в техникуме была представлена художественная самодеятельность.

Исполнение гимна студентов АХТТ, написанного самими студентами
Выпуск 1982 г.

В 1997 году Постановлением Правительства РФ техникум передан Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации.

Группа 898 выпуск 1995

В 2011 г. техникум передан из федерального подчинения в ведение субъектов Российской Федерации.

Сегодня Алексинский химико-технологический техникум является учебным заведением с многоуровневой системой профессиональной подготовки по следующим специальностям: , «Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям)», «Аддитивные технологии», «Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров», «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)», «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), «Юриспруденция».

По окончании техникума студенты получают квалификацию техник, техник – технолог, бухгалтер, юрист.


     Техникум оснащён современным высокотехнологичным учебно-лабораторным оборудованием. 

В 2011, 2013, 2016, 2017, 2018, 2020, 2021 годах техникум признан лучшим учебным центром СПО по ЦФО.

В целях комплексного совершенствования системы профессионального образования заключены соглашения о сотрудничестве с высшими учебными заведениями: КНИТУ г. Казань, НИФГБОУ ВО «РХТУ имени Д.И. Менделеева», ФГБОУ ВПО «ТулГУ», ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого», ФГБОУ ВПО «РГАЗУ».

ГПОУ ТО «Алексинский химико-технологический техникум» заключил с социальными партнерами:

– соглашение о сотрудничестве, договор о дуальном обучении, договор о сетевой форме реализации программ, договор о практической подготовке с федеральным казенным предприятием «Алексинский химический комбинат»;

– соглашение о сотрудничестве, договор о дуальном обучении, договор о сетевой форме реализации программ, договор о практической подготовке с акционерным обществом «Алексинский опытный механический завод»;

– соглашение о сотрудничестве, договор о дуальном обучении, договор о сетевой форме реализации программ, договор о практической подготовке с ООО «ФракДжет-Тулз»;

– соглашение о сотрудничестве, договор о дуальном обучении, договор о сетевой форме реализации программ, договор о практической подготовке с АО НПО «Тяжпромарматура»

– соглашение о дуальном обучении с АО «Квадра-Генерирующая компания»;

– соглашение о сотрудничестве с ООО «Инновационное предприятие НОВА»;

– соглашение о сотрудничестве с ООО «СФТ Пакеджинг»;

– соглашение о сотрудничестве с ООО «Алексинская бумажно-картонная фабрика»;

– соглашение о сотрудничестве с Филиалом ПАО «Россети центр и Приволжье» – Тулэнерго»

– соглашение о сотрудничестве с АО «Гланит»;

Для достижения ключевых целей по интеграции науки и производства заключены:

– соглашение о сотрудничестве между федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет», федеральным казенным предприятием «Алексинский химический комбинат», государственным профессиональным образовательным учреждением Тульской области «Алексинский химико-технологический техникум»; – договор о совместной деятельности по организации и функционированию базовой кафедры «Химическая технология высокомолекулярных соединений» ФГБОУ ВО «КНИТУ»

В рамках непрерывного обучения и ранней профессиональной навигации школьников в техникуме с 1 сентября 2017 года при поддержке Министерства образования Тульской области реализуется проект дополнительного образования в созданном Центре технического творчества «Технотория» по пяти  техническим направлениям: «WEB-программирование», «Future-химия», «Дизайн-проектирование», «Роботопрограммирование», «Промышленная автоматика».

В настоящее время техникум представляет собой  учебное заведение с хорошей материальной базой,  оснащенными современным оборудованием лабораториями и учебными кабинетами. Студенты являются участниками чемпионатов профессионального мастерства «Профессионалы» в Тульской области, чемпионата Высоких технологий, профессиональных конкурсов и олимпиад регионального, всероссийского уровней.

В 2022 г. техникум присоединился к федеральному проекту «Профессионалитет» в качестве сетевой организации с Узловским политехническим колледжем в кластер химической отрасли.

Профессионалитет — это концепция, которая акцентирует внимание на качестве профессиональной подготовки и квалификации специалистов. Она включает в себя несколько ключевых задач:

  1. Обеспечение качества образования: Разработка и внедрение стандартов и программ обучения, которые соответствуют современным требованиям рынка труда и актуальным потребностям работодателей.
  2. Интеграция теории и практики: Установление связей между учебными заведениями и промышленностью, что позволяет студентам получать практические навыки и опыт работы в реальных условиях.
  3. Профессиональная ориентация: Помощь учащимся в выборе профессии, которая соответствует их интересам и способностям, а также потребностям рынка труда.
  4. Повышение квалификации преподавателей: Обеспечение постоянного профессионального роста и обучения педагогов, что напрямую влияет на качество образования и подготовки студентов.

Эти задачи способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, готовых к требованиям современного рынка труда и способных эффективно решать задачи в своей профессиональной деятельности.